Материалы к итоговому занятию по разделу «Биология клетки»

Тестовые задания к итоговому занятию
Ответы к тестовым заданиям
Контрольные вопросы
Практические навыки и алгоритмы их выполнения



На итоговом занятии студенты сдают контрольную работу,которая включает 3 этапа: 1. Тестовые задания 2. Устный ответ по контрольным вопросам (с использованием терминов) 3. Задание по практическим навыкам
Тестовые задания к итоговому занятию


































































































Ответы к тестовым заданиям












В каждом из вариантов тестов содержится 30 тестовых заданий. Работы оцениваются по количеству правильный ответов.

30-80 - "5"

27-25 - "4"

24-21 - "3"

Студенты, успешно прошедшие тестирование, допускаются к следующему этапу контрольной работы.





Контрольные вопросы


Сущность и субстрат жизни. Уровни организации живого.

Формы жизни. Понятие о прокариотах, эукариотах и вирусах.

Современные методы изучения живых и фиксированных клеток.

Сущность методов гистоавторадиографии, электронной миккроскопии.

Сущность методов люминисцентной микроскопии и культивирования клеток.

Особенности строения прокариотической клетки. Представители прокариот.

Общий план строения эукариотической клетки. Одноклеточные организмы и клетки многоклеточного организма.

Особенности строения растительной и животной клетки.

Строение и функции поверхностного аппарата клетки.

Механизмы поступления веществ в клетку. Пассивный и активный транспорт.

Внутриклеточные мембраны, их строение, участие в формировании различных структур. Понятие о мембранном конвейере. Примеры.

Органоиды клетки. Классификация, строение, функции.

Строение и виды эндоплазматической сети. Многообразие функции.

Рибосомы; химический состав и структурная организация. Место образования и локализация в клетки; функция.

Лизосомы и пероксисомы. Образование и функции. Ферменты.

Структурная организация митохондрий и их функции. Генетическая роль митохондрий (цитоплазматическая наследственность).

Клеточный центр (ЦОМТ) в растительной и животной клетке. Структурная организация центриолей, их удвоение, роль.

Структурная организация комплекса Гольджи; его функции и взаимосвязь с ЭПС.

Строение и функции ядра. Значение формирования ядра у эукариот.

Строение и функции поверхностного аппарата ядра.

Образование, строение и функция ядрышка. Понятие о ядрышковом организаторе.

Клеточные включения; определение, классификация, значение.

Цитоскелет: структурные компоненты, значение. Ядерный матрикс.

Виды нуклеиновых кислот, их молекулярное строение, локализация и роль в клетке.

ДНК — молекулярное строение, универсальность и специфичность молекулы. Биологическая роль ДНК.

РНК; виды РНК, их синтез и участие в реализации генетической информации.

Особенности организации наследственного аппарата вирусов. Ретровирусы.

Организация наследственного аппарата прокариот. Понятие о плазмоне.

Организация наследственного аппарата эукариот. Последовательности ДНК: кодирующие, некодирующие, уникальные и повторяющиеся. Хромосомы.

Хроматин; химический состав. Эу - и гетерохроматин.

Уровни организации хроматина; взаимосвязь структуры и функциональной активности.

Строение, локализация, синтез и роль белков в клетке.

Группы белков, их значение. Примеры.

Основные внутриклеточные ферменты, их функции и точки приложения.

Принцип кодирования генетической информации. Характе-ристика генетического кода.

Матричные процессы в клетке. Их характеристика. Примеры.

Биосинтез белка — основной процесс в клетке. Этапы этого процесса.

Транскрипция, как матричный процесс. Понятие о цистроне.

Процессинг — посттранскрипционный процесс; его сущность, работающие ферменты, результат.

Трансляция, как механизм расшифровки генетического кода; правило комплементарности. Молекулы, принимающие участие в трансляции.

Этапы трнсляции, как матричного процесса. Роль мРНК и тРНК в трансляции.

Репликация ДНК; место и время протекания этого процесса. Значение репликации.

Репликон. Особенности синтеза дочерних цепей ДНК в одном репликоне. Причины.

Цитогенетические основы бесполого и полового размножения; их биологическое значение.

Виды и способы размножения одноклеточных и многоклеточных организмов.

Способы репродукции клеток; их сущность и значение.

Жизненный цикл клетки, его периодизация; характеристика отдельных периодов.

Особенности жизненных циклов клеток различных популяций.

Митотический цикл; его периодизация и характеристика от-дельных периодов.

Характеристика интерфазы. Механизмы, регулирующие вре менную организацию клетки.

Митоз; характеристика фаз митоза и его биологическое значение.

Значение репродукции клеток в жизни организма (рост, реге-нерация, развитие, размножение).

Характеристика метафазных хромосом; их строение, форма, генетическая активность.

Представление о кариотипе; составляющие любого кариотипа. Видовая специфичность кариотипа.

Гаметогенез; общая характеристика процесса, клетки; динамика изменения «п» и «с» в процессе гаметогенеза.

Сперматогенез; особенности периодов, клетки, результат.

Овогенез; особенности периодов, клетки, результат.

Отличие сперматогенеза от овогенеза по периодам и результату.

Мейоз — сущность периода созревания гаметогенеза. Биологическое и генетическое значение мейоза.

Характеристика фаз мейоза и особенности I и II мейотических делений.

Перекомбинация генетического материала при мейозе. Значение перекомбинации в онтогенезе.

Характеристика профазы I мейотического деления.

Амитоз; виды; биологическое значение.

Эндорепродукция; виды эндорепродукции и их значение.

Эндомитоз; возможные механизмы, результат. Биологическое значение и практическое применение.

Политения, сущность, результат. Биологическое значение и практическое применение.

Практические навыки и алгоритмы их выполнения


Перечень практических навыков

1. Умение работать с микроскопом (изучение микропрепаратов при малом и большом увеличениях) и лупой. IV.
2. Изготовление временных микропрепаратов и овладение техникой витальной окраски (умение изготовить временные микропрепараты животных и растительных клеток). III.
Анализ электронограмм (умение определять основные структурные компоненты животных и растительных клеток и анализировать их ультраструктуру), схем. II.
3. Решение задач с использованием генетического кода. III.
Примечание:
I уровень — уметь представить и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению;
II уровень — участие в выполнении манипуляции (исследовании, процедуры и т. п.);
III уровень — выполнение манипуляции под контролем препо-давателя (мед. персонала);
IV уровень — самостоятельное выполнение манипуляций.



Алгоритм работы с микроскопом

1. Поставить микроскоп на стол колонкой к себе.
Установить над предметным столиком объектив малого увеличения (х8).
2. Осветить поле зрения.
3. Положить на предметный столик микропрепарат.
4. Опустить объектив, под контролем зрения, с помощью макро- метрического винта на расстояние 0,5 см до микропрепарата. Глядя в окуляр, с помощью макрометрического винта плавно поднимать объектив до получения четкого изображения.


Для продолжения изучения микропрепарата при большом увеличении (х40) необходимо:

1. Установить интересующую вас деталь (структуру, клетку) при увеличении х8 в центр поля зрения.
2. Приподнять объектив (колонку).
3. Повернуть револьвер так, чтобы установить над микропрепаратом объектив большого увеличения (х40).
4. Поднять конденсор.
5. Опустить объектив, под контролем зрения, с помощью ма- крометрического винта на расстояние 0,1 см до микропрепарата.
6. Глядя в окуляр, очень медленно и плавно с помощью макроме- трического винта поднимать объектив до получения изображения.
7. С помощью микрометрического винта добиться четкого изо-бражения.
8. После выполнения работы убрать микропрепарат с предметного столика, установить над предметным столиком объектив малого увеличения (х8).


Алгоритм изготовления временного микропрепарата

1. Взять предметное стекло за боковые края.
2. Нанести на предметное стекло 1-2 капли заключающей среды (вода, глицерин).
3. Поместить в каплю исследуемый материал.
4. Аккуратно покрыть материал покровным стеклом.
5. Изучать при малом, а затем при большом увеличении микроскопа.


Алгоритм ответа по электронограмме, схеме строения клетки.

1. Правильно назвать фотографию.
2. Определить, какая это клетка (растительная или животная). Ответ обосновать.
3. Перечислить все видимые структуры клетки.
4. Рассказать о строении и функциональной роли отдельных структур клетки (по предложению преподавателя).






Bazzaeva A.V. 2013