На итоговом занятии студенты сдают контрольную работу,которая включает 3 этапа: 1. Тестовые задания 2. Устный ответ по контрольным вопросам (с использованием терминов) 3. Задание по практическим навыкам
В каждом из вариантов тестов содержится 30 тестовых заданий. Работы оцениваются по количеству правильный ответов.
30-80 - "5"
27-25 - "4"
24-21 - "3"
Студенты, успешно прошедшие тестирование, допускаются к следующему этапу контрольной работы.
1. Онтогенез; его периодизация. Сущность отдельных периодов.
2. Эмбриогенез; основные периоды, их характеристика. Зародышевый и плодный период.
3. Стадии развития зародыша, их строение.
4. Зародышевые листки, их образование и дифференцировка.
5. Провизорные органы, особенности их образования и значение в эмбриогенезе.
6. Механизмы, регулирующие эмбриогенез.
7. Критические периоды эмбриогенеза. Влияние различных вредных факторов на развивающийся организм.
8. Регенерация - универсальное свойство живых систем; её значение для организма.
9. Виды и способы регенерации.
10. Структурные уровни регенерации. Соматический эмбриогенез.
11. Физиологическая регенерация, её возможности и значение.
12. Репаративная регенерация, её формы. Гомо- и гетероморфоз.
13. Основные понятия трансплантологии (донор, реципиент, трансплантат, тканевая несовместимость).
14. Типы трансплантации; возможности использования и эффективность.
15. Механизмы клеточного иммунитета.
16. Способы преодоления тканевой несовместимости.
17. Эволюция видов и способов регенерации.
18. Гомеостаз, определение, виды гомеостаза.
19. Генетический гомеостаз, его регуляция.
20. Иммунный гомеостаз. Клеточный иммунитет.
21. Системный гомеостаз. Примеры гуморальной регуляции.
22. Системный гомеостаз. Примеры нейроэндокринной регуляции.
23. Структурный гомеостаз. Механизмы регуляции.
24. Старение - закономерный этап постэмбрионального онтогенеза.
25. Морфофизиологические показатели процесса старения.
26. Виды старости и их характеристика.
27. Основные гипотезы старения.
28. Предел продолжительности жизни и факторы, увеличивающие продол-жительность жизни.
29. Хронологический и биологический возраст.
30. Геронтология и гериатрия, их задачи.
Эволюция
31. Задачи и методы эволюционной морфологии.
32. Принципы и факторы, определяющие возможность изменения органов в филогенезе.
33. Способы изменений органов и функций в филогенезе.
34. Понятие о скорости эволюционных преобразований органов.
35. Корреляции фило- и онтогенетические. Примеры.
36. Гомология и аналогия. Виды гомологии.
37. Эволюция дыхательной системы хордовых.
38. Эволюция кровеносной системы хордовых.
39. Эволюция выделительной системы хордовых,
40. Эволюция нервной системы хордовых.
41. Место человека в системе животного мира (обосновать).
42. Доказательства животного происхождения человека.
43. Понятие о гоминидных триадах.
44. Движущие силы антропогенеза. Значение биологических и социальных факторов.
45. Этапы антропогенеза. Представители отдельных этапов.
46. Расы человека, условия их возникновения и видовое единство рас.
47. Эволюционная теория Ч. Дарвина; её основные положения.
48. Развитие эволюционной теории и современное состояние её. Заслуга отечественных учёных.
49. Методы изучения и доказательства макроэволюции.
50. Микроэволюция; её составляющие, их характеристики.
51. Популяция, её экологическая и генетическая характеристики.
52. Идеальная и реальная популяции. Особенности генетических процессов.
53. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
54. Элементарные эволюционные факторы, их значение.
55. Видообразование — как результат микроэволюции. Пути и способы видообразования.
56. Закономерности макроэволюции; направления и пути её.
57. Биологический прогресс; способы его достижения.
58. Взаимосвязь фило- и онтогенеза. Учение Северцова о филэмбриогенезах.
59. Популяционная структура человечества. Генетический груз.
60. Действие элементарных эволюционных факторов в популяциях человека.
Экология
61. Основные понятия экологии, их характеристика.
62. Среда, факторы среды, их многообразие.
63. Экологическая ниша. Действие факторов среды на организмы. Пределы устойчивости вида.
64. Биогеоценоз - саморегулирующаяся система, его составляющие.
65. Разнообразие биогеоценозов (природные, городские, агроценозы), их особенности.
66. Биоценоз; его структура и взаимодействие звеньев.
67. Виды взаимодействий между организмами и популяциями в биоценозе.
68. Экотоп; факторы, определяющие особенности экотопа, их влияние на биоценоз.
69. Антропогенный фактор; влияние на компоненты биогеоценоза и устойчивость экосистемы.
70. Понятие о трофических цепях, сетях и уровнях. Экологические пирамиды.
71. Экология человека; уровни взаимодействия человека со средой, их характеристика.
72. Популяционный уровень взаимодействия человека со средой. Адаптивные типы людей.
73. Биосфера, её строение и компоненты.
74. Круговорот веществ в биосфере. Понятие о биотическом круговороте (биогенной миграции элементов)
75. Антропогенное влияние на воздушную оболочку биосферы.
76. Антропогенное влияние на водную оболочку биосферы.
77. Антропогенное влияние на твердую оболочку биосферы.
78. Химическое загрязнение окружающей среды.
79. Последствия загрязнения биосферы; влияние на организм человека.
80. Современное состояние биосферы. Понятие о ноосфере.
L Умение работать с микроскопом (изучение микропрепаратов при малом и большом увеличениях) и лупой. IV.
2. Анализ схем и рисунков. IV.
3. Приобретение навыков препарирования лабораторных животных. II.
4. Решение задач по популяционной генетике (применение закона Харди - Вайнберга) IV.
Примечание:
Iуровень уметь представить и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению;
IIуровень участие в выполнении манипуляции (исследовании, процедуры и т.п.);
IIIуровень - выполнение манипуляции под контролем преподавателя (мед. персонала);
IVуровень - самостоятельное выполнение манипуляций
L Поставить микроскоп на стол колонкой к себе.
2. Установить над предметным столиком объектив малого увеличения (х8).
3. Осветить поле зрения.
4. Положить на предметный столик микропрепарат.
5. Опустить объектив, под контролем зрения, с помощью макрометрического винта на расстояние 0,5 см до микропрепарата.
6. Глядя в окуляр, с помощью макрометрического винта плавно поднимать объектив до получения чёткого изображения.
Для продолжения изучения микропрепарата при большом увеличении (х40)
необходимо:
L Установить интересующую Вас деталь (структуру, клетку) при увеличении х8 в центр поля зрения.
2. Приподнять объектив (колонку).
3. Повернуть револьвер так, чтобы установить над микропрепаратом объектив большого увеличения (х40).
4. Поднять конденсор.
5. Опустить объектив, под контролем зрения, с помощью макрометрического винта на расстояние 0,1 см до микропрепарата.
6. Глядя в окуляр, очень медленно и плавно с помощью макрометрического винта поднимать объектив до получения изображения.
7. С помощью микрометрического винта добиться четкого изображения.
После выполнения работы убрать микропрепарат с предметного столика, установить над предметным столиком объектив малого увеличения (х8)
1. Усыпленную эфиром лягушку положить в ванночку брюшной стороной вверх.
2. Приколоть конечности булавками.
3. Приподнять пинцетом кожу в нижней части живота, сделать поперечный надрез, от него провести разрез по средней линии живота до нижней челюсти.
4. Второй поперечный надрез сделать на уровне передних конечностей.
5. Кожные лоскуты отвернуть в стороны и приколоть.
6. Сделать такие же разрезы мышечного слоя.
7. Рассмотреть внутреннее строение лягушки.
1. Усыпленную эфиром крысу поместить на препаровальный столик брюшной стороной вверх
2. Зафиксировать конечности.
3. Ножницами сделать разрез кожи по средней линии тела и поперечные разрезы на уровне передних и задних конечностей.
4. Отпрепарировав кожу, сделать такие же разрезы (срединный и поперечные) мышечного слоя.
5. Вырезать грудину с ребрами.
6. Рассмотреть внутреннее строение крысы
1. Назвать препарат (стадия развития, представитель).
2. Определить систематическое положение представителя на русском и латинском языках.
3. Перечислить основные структуры.