- это социально-биологическая проблема. Воссоздать историю возникновения и развития человека - задача чрезвычайно важная. Многие науки (палеоантропонтология, сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, молекулярная биология и генетика) изучают эту проблему, и достижения этих наук дают новые данные, а иногда меняют сложившиеся представления об эволюции человека. Так, открытия, сделанные в 1959-1960 годах в Танзании (находки зинджантропа и Гомо габилис), а затем находки в Эфиопии в 1973-75 годах (австралопитек афарский) сразу изменили представление о возрасте предков человека и восполнили имевшиеся пробелы в ряду предковых форм.
Человек - часть природы, имеет естественное происхождение, вышел из мира животных, прошёл сложный и длительный путь эволюции.
Доказательства животного происхождения человека получены в результате сравнительного изучения строения и развития организма человека и других животных, входящих в одну естественную группу (тип Хордовые). Общий план строения, наличие гомологичных органов, рудиментов и атавизмов - это данные сравнительной анатомии. Сходство эмбриональных стадий, повторение в эмбриогенезе признаков животных предков (рекапитуляция) - это данные сравнительной эмбриологии. Сходство белков-антигенов, наследственного аппарата - это данные молекулярной биологии и генетики. Наибольшее сходство человек имеет с современными человекообразными обезьянами (особенно с шимпанзе): более 350 анатомических и физиологических сходных признаков. Большое сходство хромосомного аппарата и строения ДНК определяет сходство в строении гемоглобина, многих антигенов, ферментов. Например, у человека и человекообразных обезьян имеются группы крови системы АВО и Резус. У шимпанзе и человека 13 пар хромосом практически одинаковы; 3, 14 и Х-хромосомы идентичны по рисунку при дифференциальном окрашивании. Молекулы гемоглобина человека и шимпанзе абсолютно идентичны (у гориллы - отличие по одной аминокислоте в - и цепях; есть общие болезни и паразиты.
Но кроме сходств есть и принципиальные отличия, которые выделяют человека из животного мира. Различия можно объединить в 2 группы: морфологические и психо-социальные. Совокупность трех отличительных признаков человека называется гоминидной триадой (табл. 7).
- это естественное положение тела человека в пространстве. Становление абсолютного прямохождения приводит к постепенному изменению всего скелета человека: позвоночника, грудной клетки, таза, стопы, черепа, а также освобождению верхних конечностей.
Кисть человека становится более гибкой, пластичной, приспособленной к тонким точным манипуляциям, что обусловлено изменением мышечно-связочного аппарата, иннервации, кровоснабжения и т.д.
В процессе антропогенеза наблюдалось прогрессивное увеличение объема головного мозга (от 600 см3 у австралопитеков до 1300 см3-1800 см3 у кроманьонцев). Особенно важным показателем является не столько абсолютная масса мозга, сколько относительная (относительно массы тела). Так, уже у австралопитеков относительная масса мозга больше, чем у современных человекообразных обезьян. Относительная масса головного мозга современного человека-1 : 45, у шимпанзе-1 : 61; у гориллы-1 : 220.
Психосоциальная гоминидная триада формировалась с началом действия социальных факторов: обработки каменнных орудий и их совершенствованием, возникновения сообществ и оседлого образа жизни, совместной охотой, защитой и воспитанием детей. В дальнейшем значение социальной формы движения материи усиливается, что резко ускоряет антропогенез.
Cистематическое положение человека:
тип Хордовые,
подтип Позвоночные,
класс Млекопитающие,
подкласс Плацентарные,
отряд Приматы,
подотряд Узконосые,
семейство Гоминиды,
род Гомо,
вид Гомо сапиенс.
II. Основные этапы антропогенеза
Наиболее древними животными общими предками человека и высших антропоидов являются дриопитеки - ископаемые высшие обезьяны, жившие 14-20 млн. лет тому назад. Дриопитеки разделились на две ветви:
1. понгидная ветвь, которая привела к появлению современных человекообразных обезьян; среда обитания - лес, горы.
2. гоминидная ветвь, которая привела к появлению предковых форм современного человека; среда обитания - открытые пространства, саванны.
Эволюцию человека можно разделить на 4 этапа:
1. Проантропы (предлюди).
2. Архантропы (древнейшие люди).
3. Палеоантропы (древние люди).
4. Неоантропы (люди современного типа).
Проантропы представлены, в основном, большой группой австралопитеков, по меньшей мере, тремя видами: самый древний - афарский австралопитек (возраст 3-4 млн. лет), африканский австралопитек (возраст 2 - 2,5 млн. лет) и массивный австралопитек (2,1-1 млн. лет).
Все находки австралопитеков были сделаны на африканском континенте. Очевидно, австралопитеки жили миллионы лет, развивались в разных направлениях. Считается, что афарский австралопитек являлся общим предком для других форм австралопитековых и для предков человека. Отличительными особенностями австралопитеков являются: двуногая походка, неразвитые клыки, объем мозга около 600 см3. Австралопитеки жили группами, охотились, применяя палки, камни, крупные кости, на животных и себе подобных. Исключительно большое значение, наряду с двуногой походкой, имел и переход австралопитеков к мясной пище.
В 1960 году в Танзании были найдены остатки существа более прогрессивного, чем австралопитеки (объем мозга 680 см3), его возраст - около 2 млн. лет . В этом же слое были найдены галечные орудия, т.е. наш предок начал изготавливать орудия труда, поэтому эта находка получила название Гомо габилис (Человек умелый), а период самых первых галечных орудий называется олдувайская культура (рис.41).
Архантропы (группа - человек выпрямленный) представлены находками питекантропа (о. Ява), синантропа (Китай), гейдельбергского человека (Германия) и др. Возраст этих находок от 1 млн. лет до 200 тыс. лет. Наиболее
прогрессивный среди них - синантроп (китайский питекантроп). Архантропы жили в пещерах, использовали огонь, изготавливали каменные орудия охоты и труда более разнообразной формы для различных видов деятельности. Этот период называется периодом ашельской культуры (рис.41). По современным представлениям считается, что у архантропов возникла речь, которая служила им для общения в группе и совместной охоты. Подтверждается это прогрессивным развитием головного мозга и его строением. Объем мозга архантропов - 860-1050 см3.
Палеоантропы по месту первой находки (Германия, долина реки Неандер) названы неандертальцами. Объем мозга в среднем 1350 см3 (такой же как у современного человека). Они представляют чрезвычайно полиморфную группу. Выделяют две основные группы: ранние и поздние неандертальцы. Ранние - жили 200-100 тыс. лет назад и развивались в двух направлениях: одно - путь специализации, усиления физической организации и массивности; этот путь завершился формированием классических (поздних) неандертальцев, которые вымерли 30-40 тыс. лет тому назад; второй путь - путь сапиенизации осуществлялся за счет усиления внутригрупповых связей и привел к формированию неоантропов. Неандертальцы строили жилища, шили одежду из шкур, совершенствовали орудия труда - мустьерская культура (рис.41). Они стали более независимы от условий окружающей среды и смогли расселиться очень широко по разным климатическим зонам. В настоящее время остатки неандертальцев найдены повсюду, кроме Америки и Австралии
Неоантропы - по месту первой находки (Франция, пещера Кроманьон) названы кроманьонцами, возраст 30-40 тыс. лет. По физическому типу не отличались от современного человека.
Таким образом, 30 тыс. лет назад закончилась биологическая эволюция человека, которая проходила в течение 3-4 миллионов лет под влиянием биологических и социальных факторов. Значение социальных факторов усиливалось по мере овладения человеком трудовыми навыками и формирования сообществ. Особенно большое значение имело возникновение речи, которая способствовала укреплению и расширению взаимосвязей, передачи жизненного опыта от поколения к поколению, играла большую роль в воспитании и поведении. Развитие мощной мускулатуры, сила, ловкость перестали играть главенствующую роль в жизни отдельных особей и общества в целом; на первое место выходит интеллект, способность защитить себя от неблагоприятных условий, оказать помощь ближнему, совершенствовать трудовую деятельность и коллективные отношения. Человек перестал непосредственно зависеть от природы, приобретая власть над ней.
III. Расы человека и их видовое единство
Возникновение расовых различий могло произойти тогда, когда существовали три условия:
1.Незавершённость биологической эволюции, когда окружающая среда ещё не утратила формообразующей функции.
2.Широкое расселение человека по планете.
3.Изоляция разных групп.
Такие условия сложились в период существования палеоантропов.
Олдувайская культура
Олдувайская эпоха названа по Олдувайскому ущелью в Африке, где были сделаны важнейшие находки.
Среди орудий выделяют три вида:
- многогранники - грубо оббитые округлые камни с многими гранями. Предполагается, что они были ударными орудиями и служили для обработки растительной и животной пищи;
- различные орудия на отщепах, служившие для разделки туш животных;
- чопперы - характернейшее орудие этой эпохи, имеющее режущие и рубящие функции.
Ашельская культура
Ашельская культура, археологическая культура древнего палеолита; Характеризуется овальными, округлыми, треугольными каменными ручными рубилами, тщательно оббитыми с двух сторон, топоровидными орудиями с прямым лезвием, грубыми рубящими орудиями,
массивными отщепами, а также нуклеусами (ядрищами).
Мустьерская культура
Мустьерская культура, культура верхнего палеолита. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы, от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Появляются орудия из кости и дерева.
Расовые различия, в основном, являются внешними, несущественными. Они формировались как адаптации к окружающим условиям. В биологическом отношении все расы равноценны и составляют единый полиморфный вид. Доказательством видового единства рас является идентичность кариотипа, возможность людей разных рас вступать в брак и давать жизнеспособное потомство (метисация). Различают пять основных рас: негроидная, монголоидная, европеоидная, австралоидная, америнды. Между ними имеются переходные, так называемые, малые расы.
IV. Особенности современного этапа эволюции человека
Основными элементарными факторами эволюции являются: естественный отбор, мутационный процесс, изоляция и волны численности (популяционные волны).
Естественный отбор носит стабилизирующий характер, т.е. отбрасывает то, что резко отличается от морфофункционального статуса современного человека (аномалии развития, нарушение процессов жизнедеятельности).
Изоляция не имеет сколько-нибудь существенного значения. Расширяются процессы миграции. Это приводит ко всё большей степени панмиксии и обогащению генофондов разных человеческих популяций. Формы изоляции, имеющие социальную природу (сословная, религиозная, национальная), не играют существенной роли для человечества в целом.
Популяционные волны в прошлом играли значительную роль (эпидемии холеры, чумы, оспы сокращали численность населения Европы в десятки раз). В настоящее время численность населения не подвержена резким колебаниям. Угрозу может представлять неуправляемый атом или экологическая катастрофа, то есть факторы антропогенной природы.
Спонтанный мутагенез, как объективный процесс, протекает всегда и поставляет новые аллели, обогащая генофонд любых популяций, в том числе и человеческих. В отличие от природных популяций, в популяциях человека антропогенное влияние усиливает мутагенез (к спонтанному мутагенезу прибавляется индуцированный). Однако индуцированные мутации приводят к появлению аллелей, снижающих жизнеспособность организма, развитию наследственной патологии, увеличению генетического и социального груза, эволюционного значения они не имеют.
Таким образом, действенным из элементарных эволюционных факторов является лишь давление мутационного процесса, результаты которого контролируются естественным отбором. В связи с этим, в обозримом будущем не приходиться ожидать существенного изменения морфофизиологического статуса человека, сложившегося уже у неоантропов. Изменения, происходящие в человеческих сообществах, имеют социальную, а не биологическую природу.